О результатах проведения регионального строительного надзора на объектах строительства Ленинградской области

Под постоянным государственным региональным строительным надзором департамента государственного строительного надзора в 2013 году находилось 872 объекта капитального строительства, в том числе объектов жилищного строительства – 271, объектов культурно-бытового и социального назначения – 102, объектов производственного назначения – 292, линейных объектов - 207. По сравнению с прошлыми годами, идет рост количества строящихся объектов жилищного строительства – 2009 год -153 объекта, 2010 год – 169 объектов, 2011 год – 132 объекта, 2012 год – 199 объектов, 2013 год – 271 объект.

В 2013 году департаментом государственного строительного надзора проведено 797 проверок объектов капитального строительства, по результатам которых выдано 345 предписаний об устранении нарушений технических регламентов и проектной документации, вынесено 188 постановлений о назначении административных наказаний на сумму 16 614 300 рублей.

По результатам итоговых проверок, проведенных на основании извещений застройщиков об окончании строительства, выдано 288 заключений о соответствии построенных и реконструированных объектов требованиям проектной документации, техническим регламентам, строительным нормам и правилам. Вместе с тем, по результатам итоговых проверок было выдано 14 решений об отказе в выдаче заключений о соответствии построенных объектов требованиям проектной документации, технических регламентам, строительным нормам и правилам, в связи с не устранением выявленных нарушений проектной документации, технических регламентов при проведении итоговых проверок.

По результатам проведенных проверок было выявлено 27352 нарушения законодательства о градостроительной деятельности, проектной документации, технических регламентов, строительных норм и правил (в 2012 году – 25286 нарушений).

Нагрузка на одного специалиста при осуществлении регионального государственного строительного надзора составляла, в среднем, в 2013 году 79 строящихся объектов на специалиста, 2012г. – 62 объекта; 2011г. – 53 объекта; 2010г. – 45 объектов; 2009г. – 37 объектов.

На основании выданных заключений о соответствии были введены в эксплуатацию жилые многоквартирные дома общей жилой площадью 867,481 тыс.м2, много социально значимых объектов, такие как детский сад на 280 мест г. Гатчина, детский сад на 140 мест дер. Малые Колпаны, детский сад на 140 мест г.п. Будогощь, школа на 350 мест пос. Усть-Луга, школа на 500 мест г. Подпорожье, школа на 350 мест пос. Плодовое, 267,22 км газопроводов, 54,4 км ЛЭП и другие объекты.

При этом необходимо отметить, что в результате деятельности комитета улучшилось качество предоставляемой исполнительной документации, повысилось качество выполняемых работ, лицами, осуществляющими строительство объектов капитального строительства.

В тоже время, при осуществлении регионального строительного надзора было вскрыто множество проблем и вопросов, влияющих на качество и сроки строительства объектов капитального строительства.

К примеру, некоторые застройщики при прохождении экспертизы проектной документации представляет справки из администраций МО о наличии мест в существующих школах и детских дошкольных учреждениях. Фактически учебные учреждения и детские сады переполнены, соответственно представляемая информация не соответствует действительности и направляется на экспертизу только с целью получения положительного заключения.

При прохождении экспертизы проектной документации имеет место быть предоставление застройщиками гарантийных обязательств администраций муниципальных образований по строительству и развитию инженерной и социальной инфраструктуры – к примеру, строительство межквартальных проездов, расположенных за пределами границ благоустройства в юго-восточной части п.Бугры до начала строительства группы проектируемых домов ООО «ИСК «ПромСервис» (обязательства МО «Бугровское с.п.» №1032 от 09.12.2008г.), строительство квартальных сетей инженерно-технического обеспечения за границами красных линий строящихся объектов капитального строительства (МО «Бугровское с.п.»), строительство сетей инженерно-технического обеспечения в г.п.Кузьмоловский, строительство сетей инженерно-технического обеспечения в д. Кудрово (выданы ТУ ООО «СМЭУ «ЗАНЕВКА») и др. Администрациями муниципальных образований взятые на себя  обязательства по строительству и развитию инженерной и социальной инфраструктуры не выполняются, в результате чего, отсутствует возможность ввода в эксплуатацию построенных объектов капитального строительства. Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не всегда располагают схемами существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области инженерного обеспечения и не имеют инвестиционных программ, утвержденных в установленном порядке, по развитию инженерной инфраструктуры, однако это не мешает им продолжать исправно выдавать технические условия на подключение строящихся объектов капитального строительства к инженерным сетям. Имеются случаи выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям со сроком действия один год в нарушение ст.48 Градостроительного кодекса РФ.

В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения, связанные с деятельностью негосударственных экспертиз при проведении работ по экспертизе проектных документаций. Оценка принятых решений в экспертных организациях противоречат законодательству РФ.

Основные нарушения, выявленные при строительстве объектов, проектная документация которых получила положительное заключение, можно разделить на 2 группы.

  • 1 группа – нарушения технических регламентов, влияющих на безопасность зданий и сооружений (несоответствие категорийности зданий по пожарной безопасности технологическому процессу, неверное определение расходов воды, необходимой для пожаротушения объекта, отсутствие проектных решений по обеспечению доступной среды для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, отсутствие мероприятий по повышению энергоэффективности объектов).
  • 2 группа – нарушения связанные с правилами оценки соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, что в свою очередь является нарушением требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений:
  • Несоответствие состава проектной документации, предоставляемой в экспертизу, требованиям законодательства РФ (постановление правительства РФ № 87, от 16.02.2008г., постановление правительства РФ №145 от 05.03.2007г.);
  • Отсутствие в положительных заключениях экспертиз заключений по всем разделам проектной документации (приказ Минрегиона РФ №107 от 02.04.2009г.);
  • Подписание заключений по рассмотренным разделам проектной документации и результатов инженерных изысканий, сотрудниками не прошедшими аттестацию (приказ Минрегиона РФ №127 от 27.03.2012г.);
  • Непосредственно заключения негосударственных экспертиз зачастую не соответствуют установленным требованиям законодательства РФ к оформлению заключений, в части указания объекта экспертизы, предмета экспертизы и выводов по результатам проведенной экспертизы.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов требуют отдельного внимания.

Самым сложным вопросом по обеспечению пожарной безопасности объектов капитального строительства на территории Ленинградской области уже многие годы остается обеспеченность застраиваемых территорий пожарными депо, обеспечивающими нормативное время прибытия пожарных к местам возможных пожаров. Согласно требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ) должно обеспечиваться минимальное время прибытия пожарных подразделений на пожар за 10 минут в городских поселениях и городских округах и за 20 минут в сельских поселениях. Никакие сверхсовременные мероприятия по обеспечению безопасности при пожаре на строящихся объектах не обеспечат в полной мере безопасность людей при несвоевременном прибытии пожарных к месту пожара. К сожалению, имеет место определенная несогласованность долгосрочных программ по строительству пожарных депо в Ленинградской области и рыночной конъюнктурой, которая определяет реальные места массовой застройки. В тоже время плотность застройки, этажность возводимых жилых объектов, количество предусмотренных к строительству объектов и планируемая численность населения к 2030 году (Мурино – 118 тыс.чел., Новое Девяткино – 40 тыс.чел.) соответствуют всем признакам городов. В частности, согласно требованиям СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" к городам относятся населенные пункты с численностью населения более 10 тыс.чел. Требования законодательства о пожарной безопасности в два раза, с 20 до 10 минут, снижают нормативное время прибытия первого пожарного подразделения в городские поселения. В 2012-2013 годах комитетом активизирована работа по решению данного вопроса, вопрос неоднократно рассматривался на рабочих заседаниях при правительстве Ленинградской области, велся поиск путей для синхронизации планов по застройке территорий и строительству пожарных депо.

Комитет видит перед собой необходимость в осуществлении мониторинга численности жителей в активно застраиваемых населенных пунктах, где не обеспечено прибытие пожарных подразделений в течение 10 минут. При превышении в указанных поселениях численности населения количества 10 тыс. человек комитет будет выходить в Правительство Ленинградской области с предложением об изменении статусов соответствующих поселений с сельских на городские. Это необходимо для скорейшего решения вопроса со строительством пожарных депо, обслуживающих стремительно развивающиеся поселения. Например, при прохождении проектной документацией на любой строящийся объект в городском поселении экспертизы перед застройщиком будет ставиться вопрос о подтверждении времени прибытия пожарных к месту пожара в течении уже 10 минут, что, в свою очередь, будет подталкивать застройщиков к консолидированному подходу в решении этого вопроса и строительству пожарных депо одновременно с ведением массовой жилой застройки.

         Самые распространенные нарушения требований пожарной безопасности:

  • отступления от проектной документации (заужение путей эвакуации, нарушение установленных условий эвакуации людей, изменение зон действия активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности, нарушение требований к ограничению распространения пожаров в зданиях).
  • качество монтажа противопожарных заполнений проемов в противопожарных преградах. В отступление от результатов огневых испытаний пустоты между строительными конструкциями проемов и конструкциями дверей заполняются различными монтажными пенами, что недопустимо, т.к. при пожаре данная пена выгорает значительно быстрее установленных пределов огнестойкости.
  • нарушения при проведении огнезащитных работ по повышению требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций. Часто выполняются слои огнезащиты тоньше, чем предусмотрено результатами огневых испытаний, нарушается технология нанесения, условия сушки составов, изменяются предусмотренные грунтовочные и покрывные слои.
  • отсутствие кольцевания водопроводных сетей, предназначенных для обеспечения пожаротушения. Проектами предусматривается подключение к проектируемым кольцевым сетям водопровода, которые нередко оказываются не построенными к моменту ввода объектов в эксплуатацию. Кроме нарушения норм такие нарушения могут повлечь прекращение подачи воды к объектам свыше нормативных периодов при авариях на единственном подводящем трубопроводе, а при пожаре во время аварии на водоводе последствия будут непредсказуемыми.

Существует еще одна отсроченная проблема, которую придется решать в ближайшее время. Касается она больше не пожарной безопасности, а безопасности населения при стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и в области гражданской обороны. Речь идет о строительстве защитных убежищ и укрытий. Данные объекты также должны создаваться при осуществлении застройки территорий, однако неоднозначность федеральных нормативов и источников финансирования для строительства данных объектов не позволяют в полной мере обеспечить выполнение данных требований как при территориальном планировании так и при строительстве непосредственно объектов.

Вопросы соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при строительстве:

В 2013г. все так же с трудом решаются вопросы соблюдения экологических  и санитарно-эпидемиологических требований на строящихся объектах капитального строительства в Ленинградской области. Это и выполнение строительными организациями строительных работ после 23.00 ч. на строящихся объектах, складирование и сжигание строительных отходов на открытых почвах, сброс сточных вод без очистки на рельеф, отсутствие организованных мест складирования отходов, не выполнение мероприятий по уменьшению шумового воздействия на жилые дома, школы, сады, расположенных вблизи строительных площадок.

Самым распространенным нарушением требований экологического законодательства при строительстве является отсутствие документации по обращению с отходами. Зачастую заказчики и подрядчики считают, что разработка тома проектной документации по Охране окружающей среды, получение положительного заключения экспертизы по проектной документации и заключение договоров с организациями имеющими лицензию по обращению с отходами тот достаточный максимум закрывающий все вопросы охраны окружающей среды на объектах строительства. Однако никто не отменял разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, получение нормативов образования отходов, так же разработку паспортов отходов I-IV класса опасности  и внесение своевременной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Нарушаются требования при складировании загрязненных грунтов на территории стройплощадки, которые необходимо вывозить на полигоны, а не использовать для планировки и озеленения территории.

Особо необходимо отметить серьезную проблему, известную всем, решение которой не терпит отлагательств – это отсутствие очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков и дождевых вод. Строятся большие жилые массивы, вводятся новые объекты, а неочищенные стоки все так же поступают в наши реки, озера, водоемы и наносят невосполнимый урон природе.

Комитетом неоднократно поднималась данная проблема, проводились совещания, это проблема известна всем, однако она может быть решена только совместно со всеми заинтересованными органами исполнительной и муниципальной власти, ресурсоснабжающими организациями и застройщиками.

Много нареканий вызывают строительные площадки, очень часто отсутствуют мойки колес на выезде со стройплощадки, отсутствует организованный сброс стоков со строительных площадок, отсутствует очистка стоков на время производства работ, производиться сжигание строительных отходов на открытых почвах, не выполняются мероприятия по уменьшению шумового воздействия на здания расположенных вблизи строительных площадок, не обеспечивается безопасность пешеходов при движении вдоль строительных площадок.

Комитет видит перед собой следующие основные задачи на 2014 год:

  • Обеспечение надежности и безопасности объектов капитального строительства путем предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиками, заказчиками, а также лицами, осуществляющими строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
  • Выявление и пресечение нарушений, связанных с деятельностью негосударственных и государственной экспертиз при проведении работ по экспертизе проектных документаций.
  • Участие в семинарах и совещаниях, посвященных соблюдению норм и правил обеспечения пожарной безопасности объектов, решению вопроса по размещению и строительству сооружений ГО и ЧС и соблюдению норм и правил экологического законодательства.

Департамент государственного строительного надзора

 

© 2001-2018 гг. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы
Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.