Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области

17 октября 2013

Комментарий комитета

В семинаре приняли участие представители Росреестра, ГАУ Леноблгосэкспертиза, администраций МО ЛО, организаций-застройщиков

Выдача разрешений  на строительство объектов капитального строительства с учетом положений областного закона от 18.05.2012 №38-оз  «Об установлении случаев, при которых не требуется  получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

В 2013 году комитетом  проведено 86 проверок, главам администраций муниципальных образований выдано 77 предписаний об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. По результатам проверок  20 разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию подлежат отмене или приведению в соответствие с требованиями законодательства   о  градостроительной деятельности.  При выдаче разрешений выявлено 709 фактов нарушения законодательства о градостроительной деятельности  из них 40 фактов нарушения установленного срока выдачи разрешений, 4 неправомерный отказ в выдаче  разрешения и 665  иные нарушения (отсутствие обязательных документов, нарушение порядка заполнения формы разрешений и пр.)

Основным нарушением является  отсутствие ряда обязательных  документов, что в соответствии с ч. 13 ст. 51 и частями 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Тем не менее, органы местного самоуправления  выдают разрешения. Все случаи отмены комитетом разрешений, связаны именно с отсутствием документов.

В соответствии п. 10 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ  при  принятии решения о выдаче разрешения на ввод опасного объекта в эксплуатацию  независимо  за счет какого бюджета (государственного или частного)  велось строительство, требуется документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»  регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.  Согласно данному закону, помимо прочих опасных объектов, страхованию подлежат  газопроводы, автозаправочные станции, в том числе газовые лифты, а также лифты в  многоквартирных жилых домах.

В случае аварии на опасном объекте,  у владельца которого отсутствует   необходимый  договор страхования, но при этом объект введен в эксплуатацию, ответственность за причинение вреда  в результате такой  аварии   несет лицо выдавшее (подписавшее) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Также здесь необходимо сказать, что практика показывает, что застройщиками  объектов газоснабжения предоставляется страховой  полис, не содержащий сведений  о конкретном   объекте капитального строительства.

 Так,  установлено, что ОАО «Леноблгаз» представило  полисы страхования, где  в качестве наименования опасного объекта указано  «Сеть газоснабжения ОАО «Леноблгаз»,  адрес места нахождения опасного объекта «Ленинградская область».  Фактически застройщиком  не представлен полис страхования на конкретный    вводимый в эксплуатацию  опасный объект, однако администрациями  муниципальных образований  были   выданы  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 В подобном случае, в  выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть отказано, по причине  отсутствии документа, предусмотренного п. 10 ч. 3   ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

  В соответствии с  ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ  Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

 Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013г. №175  установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

 Таким образом, с 12.03.2013г. при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик, в числе прочих документов обязан предоставлять технический план. При этом не надо смешивать  технический план и  технический  или  кадастровый паспорта.  Понятие технического плана дано в  ст. 41 Федерального закона   от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пункт  5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что выдача разрешений  на строительство не требуется в  случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В Ленинградской области такие случаи установлены областным законом от 18.05.2012г. №38-оз  «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Согласно  ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Областной закон включает в себя две группы объектов – указанные ч. 1 ст. 1  объекты,  для  строительства которых, не требуется получение разрешения на строительство, и  факт создания подобных  объектов будет подтверждаться  техническим планом  при отсутствии каких-либо иных согласований или заключений подтверждающих такой факт.  Вторая группа – это объекты,  указанные в  ч. 2 ст. 1,  для которых разрешение на строительство не требуется только в случае наличия у застройщика  положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.  При этом фактом создания данных объектов может быть  заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выдаваемое   комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской  области  (в случаях,  когда при их строительстве, реконструкции, в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) либо  техническим планом в иных случаях.

Также   в частях  1, 2  ст. 1 областного закона  №38-оз    указано, что строительство должно осуществляться  в соответствии с требованиями  градостроительного плана земельного участка или проектом  планировки  территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам). Поэтому  в случае если  планируемый строительством объект капитального строительства,  подпадает под действие норм областного закона  №38-оз,  необходим градостроительный план земельного участка  или  проект  планировки  территории и проект межевания территории (применительно к линейным объектам).

При  этом необходимо отметить, что все объекты,  указанные в областном законе  №38-оз  являются объектами капитального строительства, и они не относятся  к случаям,  не требующим получения разрешения на строительство перечисленным  в пунктах 1-4.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того  необходимо отметить, что  строительство любых объектов капитального строительства, в том числе вспомогательного использования, объектов  не   являющихся  объектами капитального строительства,  должно вестись при наличии соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок. Объекты, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами,  в соответствии со ст. 222 ГК РФ являются самовольной постройкой, подлежащей сносу.

      В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, пунктами 1, 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ  органы местного самоуправления  осуществляют полномочия по  муниципальному земельному контролю.

      Вместе с тем,  администрации муниципальных образований  регулярно направляют в комитет  обращения  о ведении физическими лицами незаконного строительства (без разрешения на строительство)  ИЖС,  магазинов, кафе и пр.   и привлечении данных лиц к административной ответственности.

Данное обстоятельство указывает на то, что администрации муниципальных образований  городских и сельских поселений  не используют полномочия, предоставленные им  Федеральным законом 131-ФЗ,  Земельного кодекса РФ  по осуществлению   муниципального земельного контроля и при этом пытаются  переложить их исполнение на другие органы.

При этом основным  способом пресечения  нецелевого использования, самовольного занятия земельных участков, а также самовольного строительства,   является обращение  заинтересованного лица,  в соответствии со ст. 222 ГПК РФ в суд  с иском о сносе самовольной  постройки.

По результатам исполнения перечня поручений Губернатора Ленинградской области  от  08.07.2013г.  одним из пунктов которого было подготовка и  направление городскими и сельскими поселениями в суд  с исков о сносе самовольных  построек. По имеющейся в комитете информации, только  одно поселение это выполнило – Шлиссельбургское городское поселение Кировского района.

В данном случае органы местного самоуправления  в первую очередь являются такими заинтересованными лицами, тем более, что  в соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относится  налог на имущество физических лиц. Однако этим правом органы местного  самоуправления  редко пользуются, проявляя пассивность  и нежелание заниматься подобными вопросами.

В случае, если в ходе муниципального земельного контроля будет выявлено осуществление собственниками или арендаторами земельных участков строительства либо реконструкции объектов капитального строительства, требующих согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получения разрешения на строительство,  в комитет  необходимо направить все документы (акт муниципального контроля, сведения о владельце земельного участка, фотоматериалы и пр.), составленные или полученные в ходе муниципального земельного контроля и фиксирующие факт административного правонарушения.

        Также обращаю Ваше внимание, что проверку необходимо провести с участием собственника земельного участка. В его отсутствие  проверка может быть проведена,   если  он  уведомлен  о ней.  В   акте,   необходимо отражать в настоящем времени выполняемые  застройщиком работы (например, ведутся работы по заливке фундаментов, кровли и т.п.).