Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области

17 октября 2013
Об установлении случаев, при которых не требуется  получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области

Комментарий комитета

В семинаре приняли участие представители Росреестра, ГАУ Леноблгосэкспертиза, администраций МО ЛО, организаций-застройщиков

Выдача разрешений  на строительство объектов капитального строительства с учетом положений областного закона от 18.05.2012 №38-оз  «Об установлении случаев, при которых не требуется  получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

В 2013 году комитетом  проведено 86 проверок, главам администраций муниципальных образований выдано 77 предписаний об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. По результатам проверок  20 разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию подлежат отмене или приведению в соответствие с требованиями законодательства   о  градостроительной деятельности.  При выдаче разрешений выявлено 709 фактов нарушения законодательства о градостроительной деятельности  из них 40 фактов нарушения установленного срока выдачи разрешений, 4 неправомерный отказ в выдаче  разрешения и 665  иные нарушения (отсутствие обязательных документов, нарушение порядка заполнения формы разрешений и пр.)

Основным нарушением является  отсутствие ряда обязательных  документов, что в соответствии с ч. 13 ст. 51 и частями 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Тем не менее, органы местного самоуправления  выдают разрешения. Все случаи отмены комитетом разрешений, связаны именно с отсутствием документов.

В соответствии п. 10 ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ  при  принятии решения о выдаче разрешения на ввод опасного объекта в эксплуатацию  независимо  за счет какого бюджета (государственного или частного)  велось строительство, требуется документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»  регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.  Согласно данному закону, помимо прочих опасных объектов, страхованию подлежат  газопроводы, автозаправочные станции, в том числе газовые лифты, а также лифты в  многоквартирных жилых домах.

В случае аварии на опасном объекте,  у владельца которого отсутствует   необходимый  договор страхования, но при этом объект введен в эксплуатацию, ответственность за причинение вреда  в результате такой  аварии   несет лицо выдавшее (подписавшее) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Также здесь необходимо сказать, что практика показывает, что застройщиками  объектов газоснабжения предоставляется страховой  полис, не содержащий сведений  о конкретном   объекте капитального строительства.

 Так,  установлено, что ОАО «Леноблгаз» представило  полисы страхования, где  в качестве наименования опасного объекта указано  «Сеть газоснабжения ОАО «Леноблгаз»,  адрес места нахождения опасного объекта «Ленинградская область».  Фактически застройщиком  не представлен полис страхования на конкретный    вводимый в эксплуатацию  опасный объект, однако администрациями  муниципальных образований  были   выданы  разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

 В подобном случае, в  выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть отказано, по причине  отсутствии документа, предусмотренного п. 10 ч. 3   ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

  В соответствии с  ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ  Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

 Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013г. №175  установлено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

 Таким образом, с 12.03.2013г. при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик, в числе прочих документов обязан предоставлять технический план. При этом не надо смешивать  технический план и  технический  или  кадастровый паспорта.  Понятие технического плана дано в  ст. 41 Федерального закона   от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пункт  5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что выдача разрешений  на строительство не требуется в  случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В Ленинградской области такие случаи установлены областным законом от 18.05.2012г. №38-оз  «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

Согласно  ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Областной закон включает в себя две группы объектов – указанные ч. 1 ст. 1  объекты,  для  строительства которых, не требуется получение разрешения на строительство, и  факт создания подобных  объектов будет подтверждаться  техническим планом  при отсутствии каких-либо иных согласований или заключений подтверждающих такой факт.  Вторая группа – это объекты,  указанные в  ч. 2 ст. 1,  для которых разрешение на строительство не требуется только в случае наличия у застройщика  положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.  При этом фактом создания данных объектов может быть  заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выдаваемое   комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской  области  (в случаях,  когда при их строительстве, реконструкции, в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) либо  техническим планом в иных случаях.

Также   в частях  1, 2  ст. 1 областного закона  №38-оз    указано, что строительство должно осуществляться  в соответствии с требованиями  градостроительного плана земельного участка или проектом  планировки  территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам). Поэтому  в случае если  планируемый строительством объект капитального строительства,  подпадает под действие норм областного закона  №38-оз,  необходим градостроительный план земельного участка  или  проект  планировки  территории и проект межевания территории (применительно к линейным объектам).

При  этом необходимо отметить, что все объекты,  указанные в областном законе  №38-оз  являются объектами капитального строительства, и они не относятся  к случаям,  не требующим получения разрешения на строительство перечисленным  в пунктах 1-4.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Кроме того  необходимо отметить, что  строительство любых объектов капитального строительства, в том числе вспомогательного использования, объектов  не   являющихся  объектами капитального строительства,  должно вестись при наличии соответствующих правоустанавливающих документов на земельный участок. Объекты, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами,  в соответствии со ст. 222 ГК РФ являются самовольной постройкой, подлежащей сносу.

      В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, пунктами 1, 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ  органы местного самоуправления  осуществляют полномочия по  муниципальному земельному контролю.

      Вместе с тем,  администрации муниципальных образований  регулярно направляют в комитет  обращения  о ведении физическими лицами незаконного строительства (без разрешения на строительство)  ИЖС,  магазинов, кафе и пр.   и привлечении данных лиц к административной ответственности.

Данное обстоятельство указывает на то, что администрации муниципальных образований  городских и сельских поселений  не используют полномочия, предоставленные им  Федеральным законом 131-ФЗ,  Земельного кодекса РФ  по осуществлению   муниципального земельного контроля и при этом пытаются  переложить их исполнение на другие органы.

При этом основным  способом пресечения  нецелевого использования, самовольного занятия земельных участков, а также самовольного строительства,   является обращение  заинтересованного лица,  в соответствии со ст. 222 ГПК РФ в суд  с иском о сносе самовольной  постройки.

По результатам исполнения перечня поручений Губернатора Ленинградской области  от  08.07.2013г.  одним из пунктов которого было подготовка и  направление городскими и сельскими поселениями в суд  с исков о сносе самовольных  построек. По имеющейся в комитете информации, только  одно поселение это выполнило – Шлиссельбургское городское поселение Кировского района.

В данном случае органы местного самоуправления  в первую очередь являются такими заинтересованными лицами, тем более, что  в соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относится  налог на имущество физических лиц. Однако этим правом органы местного  самоуправления  редко пользуются, проявляя пассивность  и нежелание заниматься подобными вопросами.

В случае, если в ходе муниципального земельного контроля будет выявлено осуществление собственниками или арендаторами земельных участков строительства либо реконструкции объектов капитального строительства, требующих согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получения разрешения на строительство,  в комитет  необходимо направить все документы (акт муниципального контроля, сведения о владельце земельного участка, фотоматериалы и пр.), составленные или полученные в ходе муниципального земельного контроля и фиксирующие факт административного правонарушения.

        Также обращаю Ваше внимание, что проверку необходимо провести с участием собственника земельного участка. В его отсутствие  проверка может быть проведена,   если  он  уведомлен  о ней.  В   акте,   необходимо отражать в настоящем времени выполняемые  застройщиком работы (например, ведутся работы по заливке фундаментов, кровли и т.п.).

 

 

Обновлено